Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — это достопримечательность Ярославля, отличающаяся нарядностью фасада и уникальностью фресковых росписей. Недаром она изображена на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Один из самых узнаваемых по всей России и за ее пределами символов Ярославля. Грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе. Сегодня мы постараемся подробнее рассказать о единственном 15- купольном храме в России.
На правом берегу Которосли, в юго-западной части дореволюционного Ярославля, с давних пор существовала ремесленная Толчковская слобода, населенная кожевниками. Для того, чтобы заниматься выделкой высококачественных кож в старину использовали ивовую кору которую измельчали (толкли) в ступах. Поэтому слобода и получила свое название — Толчковская. Тёплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659−65 годах на месте сгоревшей в 1659 году деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. С 1671 по 1687 гг. шло строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы, как говорится «всем миром». В свою очередь, в казанских храмах были пределы, посвящённые ярославским святым. У двух городов были прекрасные отношения — ведь они были собратьями по волжской торговле😉.
Выразительный вид церкви придает то, что каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея.
Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших живописных ансамблей. Она была выполнена с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 г. артелью ярославских мастеров. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700 году, роспись паперти была произведена в 1703—1704 годах. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, самыми крупными вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины. Тематика толчковской росписи поражает своим богатством содержания и масштабностью.
Своды традиционно заняты под изображения праздников: на северном «Благовещение» и «Рождество Богородицы», на южном «Рождество Христово» и «Сретение». На западном своде помещена символическая композиция «София созда себе дом». На западных столпах, разбитых на 4 яруса, и на подпружных арках изображены 59 сцен деяний святых апостолов.
Стены храма разбиты на 9 ярусов. Верхние семь из них сюжетные шириной 1,2 — 2 м, в восьмом (25 см) помещена храмоздательская летопись, написанная вязью. Девятый ярус (1 м) представляет собой подзор из пышных цветов и трав на черном фоне. На северной и южной стенах написаны годовые святцы — редчайшее в древнерусском монументальном искусстве изображение календаря православных святых. Толчковские святцы являются уникальным примером миниатюры во фресковой живописи.
Идущие вдоль стен паперти каменные скамьи расписаны стилизованными гвоздиками и ягодами. Под окнами помещен оригинальный орнамент, состоящий из нежных, реалистических цветов и бутонов, напоминающий узор на ярославских серебряных изделиях XVII в. Во многом близкая светской живописи стенопись толчковской паперти представляет собою своеобразную энциклопедию русской жизни, показывает мир русского человека в период расцвета культуры Ярославля.
Высокий резной шестиярусный иконостас главного храма выполнен на рубеже XVII—XVIII вв. Иконостас украшен резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев
В начале XVIII в. при церкви сооружается ярусная колокольня, в 1875—1876 гг. устраивается каменная ограда. До 1804 года при Предтеченской церкви существовало приходское кладбище. В 1859 году были вызолочены все 15 глав на храме. В 1903—1906 годах был произведен капитальный ремонт здания главного храма — укреплен фундамент, перезолочены главы, уложен новый керамический пол вместо чугунного в церкви.
Церковь Иоанна Предтечи закрыта в 1931 году. В настоящее время находится в ведении Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание теплой церкви Вознесения, к сожалению, утрачено. Но попасть внутрь храма все-таки можно. Расписание посещений и цена билета (300 рублей) есть на сайте Ярославского музея-заповедника. На экскурсии с гидом посетители узнают об архитектуре и истории храма. Экскурсовод расскажет, как храм создавался и расписывался.
Мы, конечно, не остались в стороне и тоже водим экскурсии к этому удивительному “народному” храму. Обо всех наших предложениях вы можете прочитать на нашем сайте😉. Заказывайте экскурсии по Ярославлю и окрестностям❤️.