Можно попасть в исторический центр Ярославля, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, со стороны Москвы. Сразу, после пересечения реки Которосли, оказываемся на Богоявленской площади. Слева, напротив Спасо-Преображенского монастыря, виден нарядный храм из красного кирпича — это церковь Богоявления. А вы знали, что на Руси для церквей всегда выбирали самое красивое место? Например, вписывали в пейзаж. Вот и в данном случае Богоявленский храм сразу притягивает взгляд. И, как вы уже догадались, речь в нашей статье пойдет именно о нём.
Изначально на месте церкви располагались посадские дворы. Позднее это место отошло Спасскому монастырю, где был поставлен деревянный храм и конюшенный двор. В XVII в. после «Смутного времени» здесь поселили слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка вместе с древней деревянной Богоявленской церковью, которая упоминалась еще в XIII в.
К концу XVII века было принято решение о возведении каменного храма вместо деревянного. Это строительство продолжалось в течение 9 лет: с 1684 по 1693 гг. на средства и по заказу богатого купца, члена «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова. Он занимался продажей кожи и дело его процветало, а строительство храмов, как мы знаем, всегда считалось богоугодным делом. Он построил церковь Богоявления.
Для многих людей, живших в то время, он казался настоящим “чудом света”. Таким великолепным и необычным оказался храм. Он был совершенно не похож на те церкви, которые строили местные мастера. Давайте разберемся, в чем же были его отличия от церквей того времени.
Во-первых, пятиглавый собор стоял не на подклете, а просто на фундаменте. Подклет же был одним из самых значимых элементов в ярославских церквях. Первоначально он имел не эстетическое, а функциональное значение. Его использовали в качестве складского помещения для товаров и провизии, а также как возможное укрытие от неприятеля. Все же в конце XVII века явно чувствовалось влияние московской школы, поэтому и церкви стали отличаться от тех, что были построены в Ярославле ранее (хотя наши местные традиции были очень сильны!)
Во-вторых, здесь не было привычных столпов и купольного плана. Широкие окна пропускали достаточное количество света. Сомкнутый свод над потолком давал ощущение огромного пространства.
В-третьих, для того периода необычным было использование изразцов в оформлении фасадов. Изразцовые плитки гармонично смотрелись в кирпичной кладке стен и барабанов. Часть изразцов опоясывала карнизы, а часть просто была вмонтирована в поверхности. В результате фасады здания смотрелись очень необычно.
Также, церковь Богоявления с трёх сторон окружена крытыми галереями. Они напоминают о том, что памятник архитектуры всё-таки был создан на ярославской земле. А с северо-запада в непосредственной близости от основного куба была возведена восьмигранная шатровая колокольня. Сегодня, к сожалению, она даёт большой крен к основному объему здания, да и цвет штукатурки подобран не совсем удачно.
С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников под четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. За необычный и изобильный декор именно этот храм назывался «Ярославская невеста», а ведь было в ту пору более 60 церквей в Ярославле!
В 1693 году, то есть сразу же после окончания строительства, собор был расписан. Авторство росписи не установлено доподлинно. Стилистическая неоднородность образного и цветового строя росписи указывает, что выполняли ее представители двух разных художественных артелей. Вероятнее всего над картинами работали мастера из артели Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева (как и в храме Иоанна Предтечи). Более всего в этих росписях бросается в глаза богатство красок и цветовая насыщенность. Не уступает по красоте настенным росписям и иконостас. Творческая смесь столичных и местных традиций привела к тому, что храм получился необычным, ярким и очень красивым. И запоминающимся;)
Один раз в году он становился главным храмом города — в престольный праздник Богоявления или Крещения Господня. Именно у этого храма на реке Которосли устраивалась главная городская прорубь и проходило главное богослужение. Закрыт в 1926 году.
В советское время церковь Богоявления была недействующей, но сейчас ее посещают не только чтобы помолиться, но и увидеть святыни храма: старинные иконы с частицами мощей святых и деревянный запрестольный алтарный крест XVII века (на выставке в музее-заповеднике). В истории храма были еще две уникальные святыни, которые не сохранились:
- напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых,
- глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.
Ныне церковь находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Русской Православной церкви. Храм действующий и проводятся богослужения. Церковь открыта для посещения круглый год. Основной объем храма, где сохранились росписи, музейный, поэтому вход платный и с мая по октябрь в недождливый день вы можете полюбоваться росписями и иконостасом в стиле украинского барокко, купив билетик на входе.
Ещё церковь неоднократно изображалась на полотнах живописцев и становилось объектом для вдохновения фотохудожников. А с недавних пор, ее можно увидеть на почтовом блоке к 1000-летию Ярославля. Он, кстати, был разработан специально к юбилею города.
Церковь Богоявления выделяется среди других памятников своего времени уникальным для Ярославля архитектурным решением и необычными росписями. Чтобы самим увидеть прославленный шедевр «золотого века» Ярославля, приходите на наши экскурсии по Ярославлю и узнайте много интересного.
Если вы интересуетесь храмами, то мы приготовили для вас специальное видео: