Церковь Рождества Христова

Необычный ракурс на церковь Рождества Христова в Ярославле 1644 год

На Волжской набережной Ярославля стоит храм Рождества Христова, построенный в 1640-е годы и входивший в состав усадьбы. Усадьба была обнесена стеной, соединявшей Святые ворота, надвратную церковь и колокольню. Сложная архитектура храма и его поразительный по красоте декор делают эту церковь и колокольню, примыкающую к нему, уникальными памятниками древнерусского зодчества. За долгое время храм и колокольня Рождественского ансамбля многократно ремонтировались, перестраивались и благоустраивались. В отличие от церкви Рождества Христова, колокольню перестройки коснулись меньше. Она практически сохранила свой первоначальный облик. 

Церковь Рождества Христова построена в 1644 г. на средства известного ярославского купеческого рода Назарьевых-Гурьевых (основателей города Гурьева, областного центра Казахстана). Примечательно, что оба брата Назарьевы – Гурий и Анкидин, по прозвищу Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году. Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту.

Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями и увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освящён придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним — придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников — Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике — придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени. В 1609 году в церкви ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери.

Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. 

Особенность храма состоит в том, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы — из них составлена храмозданная летопись, широкой полосой опоясывающая центральный храм. Узкие пояса зеленых изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, узорчатые вставки украшают фасады крыльца. В летописи говорится о дате постройки церкви и о именах храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве. В ней помимо царя Михаила Федоровича и ростовского митрополита Варлаама названы купцы Дружина и Гурий Назарьевы, начавшие строительство храма и три сына Гурия, которые завершали его. 

Представители династии Гурьевых благоустраивали церковь Рождества Христова на протяжении трех столетий. По их заказу в 1683 г. храм был расписан ярославскими мастерами. К сожалению, их имена неизвестны. На средства Гурьевых был поставлен, а затем дважды, в XVIII и XIX вв. перестраивался иконостас. Однако при этих перестройках сохранился целостный ансамбль икон первой половины XVII в.

Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 и закончена 25 мая 1683. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.  

Церковь через крытый переход соединялась с отдельно стоящим зданием колокольни, построенным позднее в 50-е гг. XVII в. Оно была сложным и многофункциональным сооружением. В нижнем ярусе были устроены Святые врата с большим и малым проходом на церковную усадьбу, во втором ярусе — надвратная церковь с обходной галереей и двумя башенками, в одной размещался часовой механизм, а в другой — третий ярус, ярус звона. Благодаря всему этому колокольня является уникальным памятником не только ярославской, но и общерусской архитектуры.

Колокольня церкви Рождества Христова

В начале XIX внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма. В 1918 году храм и колокольня были значительно повреждены в результате артиллерийского обстрела Ярославля красноармейцами. В том же году на территории церкви был построен жилой дом, закрывший вид на храм со стороны набережной. 

21 сентября 1921 церковь была закрыта советскими властями. С 1970 года  Рождественская церковь является филиалом Ярославского музея-заповедника. В зимнее время (с октября по май) церковь закрыта для посещения в целях обеспечения сохранности фресковых росписей, и работает только по предварительным заявкам на экскурсионное обслуживание за 7 дней до даты посещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Theme: Overlay by Kaira