Фёдоровская церковь

Церковь Фёдоровской иконы Божией Матери

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о Церкви Фёдоровской иконы Божией Матери — четырёхстолпной пятиглавой приходской церкви на правом берегу реки Которосли (бывшая Толчковская слобода), построенной в 1682-87 годах. С 1987 года до освящения нового Успенского собора в 2010 году церковь выполняла функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии. В ансамбль прихода входят также тёплая церковь Николы Пенского с колокольней и современный крестильный храм Равноапостольного Владимира (1999 год). Итак, начнем с истории.

Пятиглавый каменный холодный храм в честь Фёдоровской иконы Божией Матери был сооружен в 1687 году на средства людей, живущих в Толчковской слободе. За образец был выбран храм Вознесения Господня. В 1736 с запада к храму была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом. Позднее с южной стороны паперти был устроен придел в честь Тихвинской иконы Богоматери. Внешний декор церкви весьма скромен , а основным украшением стен является широкий пояс из двенадцати профилированных кирпичных рядов. 

Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715-1716 гг. Артель ярославских мастеров во главе с  Федором Федоровым и Федором Игнатьевым создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.

Декоративное оформление 16 больших окон храма очень своеобразное. На подоконниках в круглых медальонах изображены 16 ветхозаветных пророков в царских коронах. В оконных арках традиционные эмблемы ангелов, Спаса на убрусе и Иоанна Предтечи помещены только на западной стене. На северной и южной стенах впервые в Ярославле однофигурные эмблемы заменены сложными сюжетными. 

Роспись Федоровской церкви выполнена в резкой цветовой гамме, основными элементами которой являются теплые тона: золотистая охра, разбеленная празелень и красно-коричневая черлень. Открытый характер несложной и грубоватой цветной палитры и  орнамент  придает росписи характер очаровательного лубка. Лубочный характер носит и сам подбор сюжетов.

Росписи были созданы во время войны Петра I со шведами. Талантливый знаменщик Федор Игнатьев живо и динамично показал в росписи морские и сухопутные битвы. Хотим обратить ваше внимание на один интересный факт: в «Чуде спасения Царьграда от сарацин» на самом деле изображен трехмачтовый шведский корабль. Вот такой вот необычный сюжет,  согласитесь🧐?.

В 1705 в церкви сделан резной иконостас, выполненный ярославцем Степаном Вороной и крестьянином Ярославского уезда Василием Комаром с товарищами. Большинство икон для иконостаса написаны в Толгском монастыре. Иконы местного чина «Богоматерь Федоровская» и «Спас на троне» написаны знаменитым мастером XVII века Гурием Никитиным.

Деревянная церковь Николы Пенского (или Николы на Пенье), была сооружена прихожанами в 1659 году. Откуда такое название спросите вы?  До строительства церкви на том месте был лес, который срубили и осталось “только пенье”. Вот отсюда и название 😉. В 1689−91 церковь была перестроена в камне и сделана теплой (“зимней”).

Храм невысокий, одноглавый, с трапезной и с колокольней над входом с западной стороны. Трапезная и основной храм одинаковы по ширине (12,3 м) и изнутри воспринимаются как единое целое. Главный престол посвящен Николаю Чудотворцу, в 1890 году на средства купца С. А. Черногорова с северной стороны был пристроен двухэтажный придел в честь Сергия Радонежского, на втором этаже находилась часовня во имя Николая Чудотворца. Наружная отделка Николо-Пенской церкви скромна. Углы храма и трапезы обработаны широкими лопатками, карниз и цоколь украшены рядами профилированного кирпича и пояском поребрика. Все окна имеют одинаковые по форме наличники в виде прямоугольных рам с двумя кокошниками. Ажурный кованый крест, венчающий главку на восьмигранном барабане, напоминает крест над Казанским приделом церкви Рождества Христова.

Существующий двухъярусный иконостас классической формы выполнен в 1840 резчиком из Больших Солей В. Я. Трубниковым. В местном ярусе иконостаса сохранились иконы XVII в. Интерьер Николо-Пенской церкви украшен масляной живописью конца XIX, выполненной в подражание живописи М. Нестерова и В. Васнецова.

Церковь Федоровской Богоматери была закрыта в 1930 году и использовалась под склад, мастерскую, но поддерживалась в порядке.. В 1989 передана Русской Православной Церкви. До освящения вновь построенного Успенского собора Федоровская церковь была кафедральным собором епархии (после сноса центрального Успенского собора он получил статус кафедрального собора епархии). Церковь Николы Пенского не закрывалась и в ХХ в. долгое время была единственным действующим храмом в центре Ярославля.

Храм Фёдоровской иконы Божией Матери находится в ведении русской Православной Церкви (Ярославская митрополия). В храме совершаются ежедневные богослужения и там находится частица мощей свт. Луки Крымского. Если мы вас заинтересовали, то с удовольствием проведем для вас экскурсии по Ярославлю и не только. Ждём вас на наших экскурсиях! Ваш А-Тур❤️

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Theme: Overlay by Kaira