Каждый турист, приезжающий в Ярославль, хоть раз слышал об Ильинской церкви — одной из «визитных карточек» города. Этот выдающийся памятник архитектуры Ярославской школы зодчества и живописи XVII века чудом сохранился. Церковь расположена в центре Ярославля на Советской площади и видна издалека, так как к площади примыкает сразу несколько улиц. Мы с радостью поможем вам познакомиться подробнее с этим историческим памятником и расскажем о нем подробнее.
Из храмоздательской записи на стенах главного храма можно узнать, что строительство церкви было начато 9 мая 1647. Заказчиками строительства Ильинского храма были выходцы из Новгорода купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, одни из богатейших людей того времени в стране. До построения Скрипиными каменного храма здесь были две деревянные церкви — Ильинская (холодная) и Покровская (тёплая).
Храм двухэтажный, с двумя крыльцами, на высоком подклете, с шатровой колокольней и галереей. Приделов в храме четыре — с южной стороны теплая церковь во имя Покрова Богородицы, на северо-восточном углу устроен придел во имя мучеников Гурия, Самона и Авива; в алтаре главного храма, с правой стороны — придел во имя Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца. Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы, присланная московским патриархом Иосифом I и царем Алексеем Михайловичем в дар Ильинской церкви к освящению храма в 1650. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским (справа от входа). Кстати, риза там не находится, но она по прежнему в Ярославле.
Церковь Ильи Пророка принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубическое четырехстолпное сооружение на подклете, увенчанное пятью главами на световых барабанах. Церковь Ильи Пророка — единый сложный ансамбль, куда, кроме центрального четверика, входит зимний храм Покрова Богоматери, приделы, двухъярусная галерея, колокольня и два крыльца.
Наиболее выразительным является западный фасад. Шатровая колокольня и Ризоположенский придел с галереей между ними. Колокольня, разделенная ярусом звонов и двумя ярусами слухов, ближе придвинута к четверику главного храма, чем более массивный Ризоположенский придел, сооруженный немного позднее. Ризоположенский придел относится к известному в русском зодчестве архитектурному типу восьмерика на четверике. Так что храм действительно является шедевром ярославской архитектуры. Он великолепно выглядит в вечерней подсветке, которая подчеркивает гармоничность его стен, крылец, приделов и глав.
Придел, посвященный Гурию, Самону и Авиву, находится в конце северной галереи в невысокой башне, завершающийся тремя рядами небольших кокошников, поставленных «на убег». Теплая Покровская церковь с трапезной, простая по архитектуре постройка, примыкает к центральному храму с юга. Два больших крыльца, западное и северное, ведут на просторную галерею. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик, а особенно нарядно декорированы западный и южный, выходившие на оживленные торговые улицы. Все детали отделки — разнообразной формы наличники, арки — четко прорисованы и придают храму живописный облик. Обогащают пластику стен ряды ширинок — квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц вокруг входа.
Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. Руководить работой артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.
Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. 417 композиций основного храма, созданные непосредственно под руководством знаменитого знаменщика Гурия Никитина, составляют с интерьером храма единый художественный организм поразительной образной насыщенности. В центральном куполе вместо традиционного Вседержителя впервые в Ярославле помещено символическое «Отечество», изображающее триединого Бога, благословляющего мир.
Стены храма разбиты на пять сюжетных ярусов шириной 2,2 — 2,3 м. В нижней части боковых стен их дополняет травный орнамент (1,8 м) из крупных красных и зеленых побегов на золотистом фоне, а также традиционный подзор с орнаментальными кругами (1,2 м). На западной стене травяной фриз заменен храмовой летописью, написанной в три строки великолепной вязью. В храмовых ярусах — четвертом и пятом — знаменщик менее всего был связан с официальной иконографией. В самом выборе сюжетов, в их толковании он сумел великолепно выразить мотив освящения земных трудов и дней, создав неповторимые по красоте эпического звучания сцены народных труда, быта и празднеств, например знаменитые фрески «Жатва», «Сбор яблок», «Рождение сына сунамитянки».
Паперть Ильинской церкви представила самый широкий простор изобретательности и богословской эрудиции местных мастеров. В ее тематику включены несколько иконографических циклов: ветхо- и новозаветный, эсхатологический, символико-дидактический, литературный и житийный. В своде северного крыльца большой историко-художественный интерес представляет родословное древо Романовых с изображением 13 царей и царевичей династии Романовых.
В интерьере церкви находятся царское и патриаршее моленные места XVII в., перенесенные сюда из церкви Николы Мокрого. Друг от друга они отличаются убранством шатровых завершений — у царского места шатер украшен ажурными кокошниками, а у патриаршего цилиндриками и луковичными главками.
В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда с изразцами. В ограде, которая сохранилась, вы увидите уже глиняные, а не каменные изразцы на самые разные темы. включая повторяющийся сюжет верхнего ряда в виде двуглавого орла. Этому есть причина: храм был построен как своеобразный памятник династии Романовых, тогда ещё достаточно молодой династии.
Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством провинциальной культуры и признанным художественным памятником мирового уровня. Мы советуем вам непременно, вместе с нашими экскурсоводами, детально рассмотреть этот уникальный по своим достоинствам памятник ярославского культурного расцвета . Лучше всего посмотреть храм Ильи Пророка и снаружи, и внутри, что возможно только в теплое время года. Храм открыт, как правило, как музей (проводятся нечастые богослужения) с мая по сентябрь. Буквально за 150 рублей вы сможете насладиться фресками: их колоритом, сюжетами и древностью.