Церковь Николы Надеина — достопримечательность в Ярославле, которая находится в Народном переулке, выходящем на Волжскую набережную, уникальна даже для Ярославля. Николо-Надеинский храм, небольшой и во многом еще ориентированный на памятники ХVI века, однако, несмотря на это он уже имел в себе потенциал ярославской школы зодчества, столь мощно развившейся в продолжение ХVII столетия. Строился он на средства одного из самых заметных ярославских деятелей Епифания (Надеи) Светешникова — государева гостя по имени которого, и получил свое название. Что удивительно, но до этого закладывать храмы могли лишь цари, родовитые князья или монастыри🧐! Также Церковь Николы Надеина — первый после Смутного времени каменный посадский храм! И сегодня мы расскажем именно о нём.
Прежде чем мы продолжим нашу статью о строительстве этого удивительного храма, расскажем несколько слов о самом храмоиздателе Надее Светешникове. Разбогател он от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе — в Москве, строил остроги. Получив уже в 1613 году звание государева гостя, Светешников исполнял важные государственные поручения, бывал в Сибири, основывал новые производства. В 1645 году, разорившись на одной из крупных операций, он был вызван в Москву и «поставлен на правеж». Позора и пыток его седая голова не снесла. Похоронили Надею Светешникова в южном подклете Никольской церкви, еще при жизни его именовавшейся не иначе как «Николо-Надеинский».
В XVI на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. По легенде, при постройке каменного Благовещенского храма в 1620 была обретена икона Николая Чудотворца. Образ был перенесен в еще не разобранную деревянную Благовещенскую церковь, где от него последовали чудеса. Поэтому горожане решили строящуюся каменную церковь освятить во имя Николая Чудотворца.
Пятиглавый четырехстолпный храм, окруженный с трех сторон открытой двухъярусной галереей-папертью, с восьмигранной шатровой колокольней над ее северо-западным углом был построен в 1620 — 1621 гг.. Храм двухэтажный, с высоким подклетом под церковью, служившим и складом товаров Е. А. Светешникова, и усыпальницей его рода. Приделов было три: во имя Михаила Малеина, Александра Свирского и Благовещенский, вероятно, в память о существовавшей здесь некогда церкви.
Декоративное убранство храма не так роскошно, но пластично и выразительно. Детали убранства — аркатурный пояс, арочки и ширинки — органично слиты со стенами. Архитектура перекликается с современными ей сооружениями Спасского монастыря — Входоиерусалимским храмом и перестроенными тогда Святыми воротами. Храм имеет свободную асимметричную композицию, к центральному объему примыкают, кроме галерей, колокольня, крыльцо и приделы. На колокольне находилось 7 колоколов, а также ходовые часы с боем. В 1830-х храм был перестроен, в частности, были удалены четыре боковые главы «для облегчения церковных сводов».
С 5 июля 1640 по 15 октября 1641 года стены и своды были расписаны артелью из 20 городовых мастеров, присланных Иконописной палатой Московского кремля. В состав артели входили костромичи, ярославцы и москвичи и нижегородец. В 1695 в связи с закладкой галереи стенное письмо на паперти «к старому вновь было приписано». В 1873 и 1882 росписи обновлялись клеевой техникой ярославским иконописцем Н. Кузьминым.
Иконографическая система надеинской росписи отличается исключительным разнообразием тематики, насчитывая в своем составе около 450 сюжетных клейм. На западных столпах, разбитых на три яруса, помещены монументальные фигуры русских князей в парчовых шубах и круглых шапках, отороченных соболем. Среди них Димитрий Угличский, Василий и Константин Ярославские, а также Федор Черный с сыновьями Давидом и Константином. В верхней части столпов в медальонах представлены святые патроны царствующей династии Романовых: Михаил Малеин, Алексий человек Божий и мученица Евдокия.
Стены церкви разбиты на пять ярусов. Три из них шириной по 1,8 — 2 м сюжетные, четвертый — орнаментальный фриз (на северной и южной стенах) и храмовая летопись, написанная вязью (на западной стене), пятый — традиционный подзор, ныне записанный орнаментом в виде перил-балясин. В трех ярусах стен, за исключением западных люнетов, занятых двунадесятыми праздниками, в 68 сценах развертывается подробный рассказ о житии св. Николая и совершенных им чудесах. В цикл повествования введены исторические персонажи, например, сербский царевич Стефан, и некоторые сцены из русского быта и русской истории. Четко ограниченные прямоугольными рамками, фрагменты надеинской росписи напоминают клейма икон. Порталы храма выделены особыми сюжетными композициями. Алтарь соединен с основным кубом храма тремя широкими арками.
В северном Благовещенском приделе, служившем домовой церковью храмоздателя Е. А. Светешникова, иллюстрированы сцены из жизни Богородицы, в т. ч. и апокрифические. Паперть Благовещенского придела также украшена росписями, там преобладают ветхозаветные сюжеты.
Одним из главных украшений храма является великолепный золоченый барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, которые расписаны травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда сер. ХVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанина церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в ХVII веке, но есть несколько и более ранних икон ХVI века. В алтаре висит деревянная резная напрестольная сень 1636, отличающаяся легким, изящным силуэтом, точно найденными пропорциями, тонкой резьбой.
Когда в 1929 г. сотрудники ярославского музея оценивали и классифицировали культовые сооружения, церковь Николы Надеина была отнесена к высшей категории ценности и взята впоследствии на государственную охрану.. Её миновала участь склада или конторы. Храм был поочерёдно фондохранилищем музея, местом для выставок-времянок, а далее и вовсе славно — музеем Фёдора Григорьевича Волкова, того самого — основателя театра русского и художника диковинного иконостаса в храме. Когда пришла Великая Отечественная, хранили в церкви медикаменты для военного госпиталя, в подклете — овощи, как и было задумано.
Сейчас храм Николы Надеина находится в ведении Ярославской епархии и Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и работает как храм-музей. Посетить его может любой желающий всего за 250 рублей с мая по октябрь. Хотим отметить, что в дождливую погоду храм закрыт, чтобы не пострадали фрески внутри. Ну а мы, как всегда, приглашаем на самые интересные экскурсии с гидом по Ярославлю. Ждем вас у нас 😉.