За всю историю Ярославля на территории города было восемь действующих монастырей. Они были средоточием духовной жизни, на первых этапах развития города выполняли оборонительные функции, играли важную роль в политической и экономической жизни города и страны в целом, и к тому же являлись центрами культуры и просвещения. К сожалению, не все из монастырей сохранились до наших дней.
Например, наиболее древний монастырь Петровский, располагавшийся на берегу Волги и охранявший подступы к городу с севера был упразднен в XIV веке. Другие три монастыря: Вознесенский, Рождественский, Николо-Сковородский (или Николо-Сковородинский — о нём вообще крайне мало сведений до нас дошло) были разорены поляками в 1609 году. Спасо-Преображенский упразднен в конце XVIII века и его помещения стали использоваться в качестве архиерейского дома, где на данный момент находится главный музей города Ярославский музей-заповедник. Несомненно, каждый из монастырей оставил яркий след в истории города. И на данный момент в городе действуют три монастыря. В этой статье о них и поговорим.
Наиболее древним и чтимым из ныне действующих является Свято-Введенский Толгский монастырь. Получил своё название по левому притоку Волги. Основан он был во времена татаро-монгольского нашествия, в 1314 г. И главной его святыней является чудотворная икона Богоматери Толгской. Если вы человек верующий, мы рекомендуем съездить в монастырь и помолиться у иконы. Не раз монастырь испытывал тяжелые времена. Так, например, известно, что в конце XIV века в обители случился пожар, сгорело все: постройки, церковные вещи, но чудотворная икона была найдена целой и невредимой в «дубраве на дереве». На этом самом месте в последствии была установлена часовня в честь второго обретения Толгской иконы Богоматери. Часовня находится в окружении кедровых посадок Некоторым кедрам насчитывается несколько сотен лет и своим появлением они обязаны царю Ивану Грозному. Согласно преданию, у монарха сильно разболелись ноги во время путешествия по Волге. Тогда он и посетил Толгскую обитель. Помолился иконе, получив от нее исцеление. В благодарность за это, он подарил монастырю несколько ящиков с кедровыми шишками, которые были подарены ему Ермаком. Сохранившиеся деревья были высажены уже в начале XIX века и позднее. В 1928 году Толгский монастырь был ликвидирован и над монастырем нависла угроза полного уничтожения. Тогда всерьез обсуждался план по созданию гидроэлектростанции на Волге, и на месте монастыря планировалось организовать гигантское водохранилище. Но после проведенных исследований, специалисты побоялись реализовать этот проект, так как под угрозой затопления мог оказаться и сам город Ярославль. Строительство ГЭС перенесли в Рыбинск. Тогда обители нашли новое применение. В 1936 г. монастырь превратился в исправительную колонию для малолетних преступников и располагалась она там более полувека. Лишь только в 1987 г. обитель вернули Русской Православной церкви. Монастырь был восстановлен как женская монашеская обитель – первая в современной России. Благодаря заботам игуменьи Варвары и его сестер, монастырь поднялся из руин в прямом смысле этого слова. Он по праву считается одним из самых красивых монастырских архитектурных ансамблей на Волге, облик которого складывался на протяжении XVII-XIX веков. Из наиболее старинных построек конца XVII- начала XVIII веков здесь сохранились: Введенский собор, Спасская и Крестовоздвиженская церкви, а также Надвратная Никольская церковь. Монастырь восхищает не только красотой восстановленного архитектурного облика, но и ухоженностью территории: цветники, пруды, старинная кедровая роща.
В центре города Ярославля располагается еще один действующий монастырь — Казанский женский. Он был основан в 1610 году, в тяжелое для государства время – период Смуты. Тогда, в апреле 1609 г. город был осажден отрядом поляков. Длилась осада долгие 24 дня. И только после явления на нашей ярославской земле списка Казанской иконы Богоматери осада была снята. В знак благодарности за спасение города, в 1610 году был основан Казанский женский монастырь. Первое каменное строительство на территории монастыря началось еще в конце XVII века, но к началу XIX столетия каменные постройки обветшали. Требовалось возведение новых стен, которые и сохранились до наших дней, но не в полном объеме, так как монастырь подвергся серьезным испытаниям в дни белогвардейского мятежа в июле 1918 г. Вслед за этими событиями монастырь был упразднен. Главные святыни монастыря, включая Ярославскую-Казанскую икону Божьей матери, были отданы Крестовоздвиженскому храму, откуда она и была украдена вместе с драгоценным окладом из жемчуга. На территории самого монастыря в советский период был организован концентрационный лагерь, где содержали несогласных с советской властью, впоследствии здесь был размещен Государственный архив Ярославской области, в стенах Покровской церкви открыт планетарий, а вслед за ним — государственная общеобразовательная школа «Провинциальный колледж». Обитель вновь стала действующей лишь с 1998 г. благодаря решению Священного Собора. На данный момент монастырь включает в себя: Казанский собор, зимнюю церковь в честь Покрова Богородицы, Сретенскую домовую церковь и непосредственно сами стены монастыря. На территории обители действует Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. Одной из главных святынь монастыря является список с Ярославской-Казанской иконы Божьей Матери, выполненный сестрами монастыря в 1881 г. Обитель располагается в самом центре Ярославля, и она является прекрасным украшением старинного русского города.
И, наконец, третьим действующим монастырем в городе является Спасо-Афанасьевский мужской монастырь (бывший Кирилло-Афанасьевский). История его основания связана так же с событиями Смутного времени. Когда в 1612 было организовано ополчение под руководством Минина и Пожарского, оно двинулось на Москву из Нижнего Новгорода через Ярославль с основной целью — увеличение количественного состава. В итоге Ярославль стал центром формирования ополчения. И тогда от большого скопления людей здесь вспыхнула эпидемия, которая унесла огромное количество человеческих жизней. Согласно преданию, помогла с ней расправиться икона Спаса Нерукотворного, явившаяся во сне священнослужителю Успенского собора. Икона была обретена в часовне при церкви Кирилла и Афанасия, на том самом месте, где в 1615 году был основан Спасо-Афанасьевский монастырь в знак благодарности за спасение ополчения от морового поветрия. Архитектурный облик монастыря складывался постепенно на протяжении нескольких столетий начиная со второй половины XVII столетия. Обитель многократно подвергалась пожарам и каждый раз возрождалась из пепла, после чего вновь восстанавливалась и достраивалась. И на данный момент обитель включает в себя церкви Кирилла и Афанасия и Спасо-Пробоинскую, келейные корпуса и монастырские стены. Главной святыней монастыря является образ Спаса Нерукотворного, обретенный в 1612 году, хранившийся в обители вплоть до ее закрытия, до 1926 года. Тогда монастырь подвергся разграблению, помещения были переданы в ведение мебельной фабрики, и исчезновение иконы Спаса никто не заметил… И только в 2018 году она была найдена в запасниках Ярославского Художественного музея. Второе обретение иконы, той самой, которая была явлена в дни стояния ополчения под руководством Минина и Пожарского в Ярославле, стало настоящим чудом! И сейчас икона вновь находится в родных стенах обители.
Каждый из монастырей, ныне действующих на территории древнего города, хранит в себе яркие страницы прошлого Ярославля, и является живым доказательством стойкости, героизма, сплоченности перед трудностями и веры в чудо.
One thought on “Три монастыря в Ярославле”